фигурное катание

Ягудин против Плющенко: вспоминаем самое культовое противостояние в истории российской фигурки

Существовало ли оно на самом деле или же вражда между фигуристами — выдумка СМИ?
Артем Геодакян/ТАСС
Артем Геодакян/ТАСС

Известному российскому фигуристу Алексею Ягудину исполнилось 45 лет. За свою десятилетнюю профессиональную карьеру спортсмен запомнился не только большими победами на мировой арене, но и многолетним принципиальным противостоянием с Евгением Плющенко. «Постньюс» вспоминает громкий конфликт двух известных фигуристов и разбирается, была ли вражда между Ягудиным и Плющенко на самом деле?

Как зарождался конфликт между Ягудиным и Плющенко?

Впервые оба фигуриста встретились в группе у прославленного тренера Алексея Николаевича Мишина. Ягудин был на пару лет старше Плющенко, поэтому поначалу между перспективными спортсменами и близко не было никакой конкуренции — Алексей уже выступал на взрослых турнирах, в то время как более юный Евгений собирал титулы на юниорских соревнованиях.

В какой-то момент Ягудину показалось несправедливым, что тренер уделяет ему мало внимания — Алексей Николаевич куда более охотно работал с будущим олимпийским чемпионом Алексеем Урмановым и перспективным Евгением Плющенко. Вскоре спортсмены начали выступать на одних и тех же соревнованиях, а значит ожесточенная конкуренция была неизбежна.

Лидерство в противостоянии сходу захватил Ягудин — в сезоне 97/98 он стал чемпионом Европы, а также представлял Россию на Олимпийских играх в Нагано, где сенсационно остался без медалей. На чемпионате мира в Хельсинки Алексей снова оказался сильнее Плющенко, но этот турнир стал последним под руководством Мишина — вскоре переполненный ревностью Ягудин перешел под крыло к главной сопернице бывшего тренера, Татьяне Тарасовой.

Чем запомнилось спортивное соперничество фигуристов?

После громкого ухода Алексея к Татьяне Тарасовой, противостояние между Ягудиным и Плющенко вышло на новый уровень. К этому моменту фигуристы стали полными противоположностями друг друга — Алексей подкупал своей эмоциональностью и артистичностью, в то время как Евгений восхищал невероятной работоспособностью и нацеленностью на результат.

В 1999-м году Плющенко впервые в карьере обошел Ягудина, став лучшим на чемпионате России. Тогда всем казалось, что именно Евгений станет главной надеждой российского фигурного катания на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити, а эпоха доминирования Алексея осталась позади.

Но Татьяна Тарасова была явно не согласна с мнением общественности. Перед олимпийским турниром заслуженный тренер пошла на отчаянные меры и пригласила в штаб психолога Рудольфа Загайнова с целью стабилизировать эмоциональное состояние Ягудина, сняв излишнее давление. В то же время в лагере Плющенко отнеслись к подобному ходу настороженно — среди фигуристов ходили слухи о экстрасенсорных возможностях психолога.

По иронии судьбы, Ягудин стал обладателем золотой медали в Солт-Лейк-Сити благодаря сенсационной технической ошибке Плющенко в короткой программе. Евгений упал на первом же прыжке, после чего в интервью поделился, что отвлекся на силуэт Рудольфа Загайнова, а потом «какая-то непонятная сила потащила его за собой». Именно эта оплошность привела к тому, что в невероятном по накалу очном противостоянии Плющенко и Ягудина, Евгений навсегда останется вторым.

В каких отношениях Ягудин и Плющенко сейчас?

Вскоре после Олимпиады в Солт-Лейк-Сити Ягудин завершил профессиональную карьеру и сосредоточился на тренерской деятельности. В конце 2003-го года Алексей стал консультантом молодого французского фигуриста Брайана Жубера и привел его к успеху на чемпионате Европы-2004. Примечательно, что в битве за золотую медаль первенства француз обошел как раз таки Евгения Плющенко.

Но даже сейчас, после того как оба фигуриста ушли на заслуженную пенсию, Евгений и Алексей периодически подкалывают друг друга в социальных сетях и на публичных мероприятиях. Трэш-ток, который шел красной нитью через всю их спортивную карьеру, никуда не делся, позволяя и сейчас периодически создавать громкие инфоповоды. Например, фигуристы обменялись колкими фразами, пытаясь «прогреть» их потенциальное участие на турнире «Русский вызов». Но были ли оба спортсмена искренни в своих обвинениях в адрес друг друга?

Однозначно утверждать, что Плющенко и Ягудин всегда питали друг к другу откровенную ненависть — глупо. Во всех их крупных конфликтах неизменно присутствовала третья сторона (Мишин, Тарасова, Загайнов, Жубер и т.д.), которая и была триггером междоусобиц двух великих атлетов. СМИ с охотой освещали любые закулисные игры двух лагерей, но спортивная солидарность и взаимное уважение всегда стояли на первом месте в противостоянии Плющенко и Ягудина.

В 2024-м году Алексей и Евгений выложили в социальных сетях совместную фотографию, на которой мило улыбались в адрес друг друга. Дополнялась публикация песней Михаила Боярского «Все пройдет», из-за чего фанаты фигурного катания выдохнули с облегчением, узнав о примирении спортсменов. Сейчас Плющенко и Ягудину нечего делить — первый успешно занимается тренерской деятельностью, а второй чаще появляется в качестве ведущего или комментатора. Кажется, самое культовое противостояние в мире российского фигурного катания официально завершено, но его влияние на развитие и популяризацию этого вида спорта — неоценимо.

Семён Крюков