Хорошо забытое старое, или Кто в России будет следить за мигрантами: что известно о новой службе?
Президент России Владимир Путин 2 апреля поручил создать Службу по вопросам гражданства и регистрации иностранных граждан на базе Главного управления МВД по вопросам миграции. Сенатор Андрей Клишас, комментируя новости о новом органе, считает, что обычных полицейских методов контроля за мигрантами недостаточно для «системного порядка» в стране. Однако в России уже была почти аналогичная служба — Федеральная миграционная, которую закрыли в 2016 году. Разбираемся, чем новая структура отличается от своей предшественницы и как нововведения повлияют на миграционную политику РФ.
Что за новая служба?
Как говорится в указе президента на сайте Кремля, она создается «в целях совершенствования государственного управления в сфере миграции». Основной задачей новой структуры станет упорядочивание миграционных процессов, а также снижение противоправной деятельности иностранцев. Указ вводит в штат МВД новую должность — первый замминистра внутренних дел РФ — он же начальник Службы по вопросам гражданства и регистрации иностранных граждан МВД России.
Теперь во всех территориальных органах МВД появится профильный заместитель по вопросам гражданства и регистрации иностранцев в звании генерала, а правительству РФ поставлена задача за три месяца укомплектовать новое подразделение сотрудниками. За это же время должен быть разработан план мероприятий.
Руководителем службы станет Андрей Кикоть — бывший прокурор Новгородской области и заместитель генпрокурора Краснова. В статусе руководителя новой структуры он войдет в состав Межведомственной комиссии Совета безопасности по вопросам совершенствования государственной миграционной политики. В 2019-м Кикоть прошел обучение в третьем потоке «школы губернаторов», которую курирует лично первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко. РБК сообщал, что его кандидатура обсуждалась при рассмотрении кандидатов на пост врио губернатора Новгородской области, но должность тогда отдали Александру Дронову.
По идее, такой выбор главы ставит новую службу в прямое подчинение Генпрокуратуры и лично Краснова. О том же заявил в разговоре с «Постньюс» ветеран группы специального назначения «Вымпел» и экс-сотрудник КГБ (а потом и ФСБ) Валерий Киселев. Он напомнил, что ведомства в любом случае вынуждены взаимодействовать друг с другом в оперативной работе, однако считает, что новая структура «должна быть под контролем и ФСБ, и пограничной службы, и МВД, но не подчиняться, а сочленяться».
Говоря о перспективах, Киселев отметил, что новая служба должна представлять собой систему, которой поручено выполнить запросы общества. «Требования общества заключаются в том, что мигранты в том виде, в котором они есть, нам [России] не нужны», — заявил эксперт. По словам Киселева, сейчас мигранты своими стихийными общинами приносят только больше проблем для российского общества, что не соответствует российскому общественному интересу.
Похожая служба уже была раньше?
Похожая, но не аналогичная. В 2016 году закрылась Федеральная миграционная служба (ФМС). Ее объединили с главным управлением по вопросам миграции и интегрировали в структуру МВД. После этого все вопросы, касающиеся правонарушений, связанных с мигрантами, отошли министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву.
ФМС действовала еще с 1992-го. В ее полномочия входило оформление документов, учет иностранных граждан (в том числе нелегалов), выдача виз и иных документов, размещение в России беженцев. Конечное решение о депортации человека на родину также принимала эта служба. Однако даже структура с таким широким набором полномочий не выжила во активно проводящейся в середине 2000-х оптимизации. Тогда перестали существовать десятки федеральных подразделений и служб.
Почему решили изменить нынешнюю миграционную политику?
Вопрос о пересмотре политики в отношении мигрантов активно начал обсуждаться после событий марта 2024 года, когда в «Крокус Сити Холле» произошел теракт, при котором погибли более 140 человек, еще свыше 500 пострадали. В рамках уголовного дела задержаны 20 подозреваемых, среди которых четверо исполнителей, оказавшихся гражданами Таджикистана. В результате были введены новые меры контроля, включая режим спецвысылки, статус нежелательного пребывания, а также повышенные штрафы за нарушения при въезде в страну и содействие нелегальным мигрантам.
Несколько дней назад генеральный прокурор России Игорь Краснов в ходе выступления в Совфеде заявил, что полиция допустила «значительные упущения» в вопросах миграционного контроля.
Во многом именно по этим причинам отсутствовала актуальная информация о статусе и перемещениях иностранцев, не обеспечивался их выезд из страны. В 1,5 тыс. случаев прокурорами в судебном порядке оспорены фиктивные основания для легализации мигрантов.
一 Игорь Краснов, генпрокурор РФА Валерий Киселев видит главную проблему нынешней миграционной политики в том, что пока работа по выяснению общественного запроса не проведена, а значит и качественных изменений ждать не стоит.
Что изменится с появлением новой службы?
Она призвана упорядочить существующее миграционное законодательство и разработать новые меры контроля за преступностью. Пока рано говорить об успешности такого решения, но централизация управления, скорее всего, позитивно повлияет как на мигрантов, так и на граждан.
По мнению Киселева, скорее всего, не изменится ничего. Собеседник «Постньюс» опасается, что некоторые генералы будут просто создавать видимость активной деятельности.
Мы пытаемся, так сказать, создавать службу, не изменяя главного — принципа миграционной работы. Поэтому ничего не изменится, просто появятся новые генералы, которые начнут делать вид, что работают. А мигранты и без этих генералов решают свои вопросы.
一 Валерий Киселев, ветеран группы специального назначения «Вымпел», председатель правления Московского городского отделения (МГО) Общероссийского фонда ветеранов и сотрудников подразделений специального назначения и спецслужб «Вымпел-Гарант»