«Легенды наших предков»/ММКФ
«Легенды наших предков»/ММКФ
кино

Бытовая магия и семейные ценности: рецензия на фильм «Легенды наших предков»

Сказочная история заставляет по-новому взглянуть на прошлое и память

На 47-м Московском международном кинофестивале (ММКФ) показали фильм Ивана Соснина «Легенды наших предков». Лента рассказывает о приключениях екатеринбургского журналиста и его дочери. Рассказываем, какой получилась сказка и когда ее можно увидеть в прокате.

ДАТА ВЫХОДА, АКТЕРЫ И ДРУГИЕ ПОДРОБНОСТИ

Премьера: 19 апреля
Дата выхода в прокат: 1 мая
Страны производства: Россия
Режиссер: Иван Соснин
Авторы сценария: Иван Соснин, Елена Ханова , Мария Орлова
В ролях: Александр Яценко, Александра Бабаскина, Антон Кузнецов, Наталья Павленкова, Юрий Колокольников, Марьяна Спивак, Зоя Багынанова, Николай Коляда, Владимир Маркони и другие
Жанр: фэнтези, приключения, семейный
Продолжительность: 1 час 42 минуты

О чем фильм «Легенды наших предков»

Екатеринбургский журналист Антон (Александр Яценко) получает задание — написать статью о строительстве нового жилого комплекса в самой глуши тайги. Во время командировки он сталкивается с таинственной старухой, хранительницей древней легенды о Нюлэсмурте — духе леса и ветров. После возвращения домой жизнь Антона меняется: ему начинает являться сам Нюлэсмурт (Антон Кузнецов), умоляя помочь спасти исчезающих мифических существ — сестру Шишигу, хранительницу рек и озер, и брата Нёр-Ойку, повелителя уральских гор.

Вместе с 12-летней дочерью Мирой (Александра Бабаскина), приехавшей к нему на каникулы, Антон отправляется в путешествие по неизведанным уголкам страны, где еще сохранилась первозданная природа. На этом пути отец и дочь заново узнают друг друга, а также выясняют, что древние легенды могут быть куда ближе и важнее, чем кажется современному человеку.

Сказка здорового человека

«Легенда наших предков» лишь на первый взгляд кажется еще одной киносказкой в русле последних трендов. На деле же она кардинально выделяется на фоне недавних экранизаций народных легенд — таких, как «Бременские музыканты», «Летучий корабль», «По щучьему велению», «Огниво» и другие. Киноиндустрия буквально наводнена подобными проектами, и режиссеры наперебой анонсируют все новые ленты, эксплуатирующие знакомые с детства сюжеты.

Однако за привлекательной оберткой этих фильмов, собирающих аудиторию по инерции узнаваемых сказок и массированной рекламы, скрывается пустота. Они не несут в себе никакой подлинной ценности, предлагая вместо этого примитивную попсовую интерпретацию, превращая их в безвкусные зрелища, где от глубины и духа оригинала не остается и следа.

В противовес этому тренду режиссер Иван Соснин предлагает не очередную экранизацию, а полноценную авторскую сказку — органичную, самобытную и, парадоксально, невероятно реалистичную. Главный герой его ленты существует в обыденном мире, но неожиданно соприкасается с культурой России. И вот тут кроется главное отличие: эта встреча с наследием предков показана без тени иронии, упрощения или вульгарной стилизации. Культура подана с искренним уважением, вдумчиво и деликатно, будто авторы фильма сами впервые постигают глубину народных легенд.

Кадр из фильма «Легенды наших предков»
Кадр из фильма «Легенды наших предков»
Кадр из фильма «Легенды наших предков»
Кадр из фильма «Легенды наших предков»
Кадр из фильма «Легенды наших предков»
Кадр из фильма «Легенды наших предков»

Бытовая магия и вечные ценности

В фильме «Легенда наших предков» чудеса выглядят по‑настоящему правдоподобно: здесь нет ни молний из рук, ни полетов над землей, ни волшебных артефактов. Единственная «магия» героев — стать хранителями коллективной памяти. Авторы исходят из простой, но очень мощной идеи: пока мы пересказываем древние предания и помним мифических персонажей, они продолжают жить рядом с нами.

Эту концепцию можно прочесть в двух ключах. Первый — это бытовая магия. Речь не о колдунах и гадалках, а о привычка человека к удивлению предметов и природы, тем самым придумывая свой способ познания мира. Называя камень живым или разговаривая с деревом, мы создаем язык, на котором Вселенная отвечает на наши вопросы (ну, или нам это кажется для собственного успокоения). Второй — это почитание предков. Пока мы помним своих родственников и бережем корни, они остаются частью нашей реальности. Стоит забыть — и связь обрывается, а вместе с ней исчезают и они.

По ходу сюжета фильма эти практики становятся для семьи своеобразной терапией: помогают глубже понять себя, услышать друг друга и в конечном счете сплотиться. Чем не пример для подражания?

еще по теме
Режиссер Иван Соснин: «Мне хочется, чтобы в моем настоящем было больше тепла, света и доброты»
Инопланетяне на Урале: каким получился фильм «Пришелец» Ивана Соснина
Пять самобытных российских режиссеров, которых лучше финансировать вместо Сарика Андреасяна
Мария Самарина