Коалиция из нежелающих: каких «миротворцев» ЕС собирается отправить на Украину?
В Европе продолжаются бурные дискуссии об отправке войск на Украину. ЕС хочет отправить в страну «миротворческую» миссию после окончания горячей фазы конфликта, но за несколько месяцев дискуссий у объединения до сих пор нет ни четкого плана, ни огромной толпы желающих подставляться. Разбираемся, как может выглядеть «миротворческая миссия» ЕС и сможет ли Европа вообще реализовать задумку.
Что известно об идее ЕС ввести войска на Украину?
Европейские страны изучают несколько вариантов отправки войск на Украину. Об этом сообщила глава евродипломатии Кая Каллас 10 апреля на заседании министров обороны так называемой коалиции желающих.
«Дискуссия продолжается. Ряд стран готовы участвовать, ряд — нет. Но главный вопрос: если будет мир, какие силы и возможности нам понадобятся. Потенциально это может быть и просто мониторинговая миссия. Я имею в виду [сейчас идет] обсуждение того, будет ли это мониторинговая миссия, миссия сдерживания, миротворческая миссия, миссия укрепления или миссия обороны, есть разные варианты», — сказала чиновница.
В «коалиции желающих» сейчас 30 государств. При этом, как сообщает Agence France-Presse, военных на Украину готовы отправить лишь шесть, включая Британию, Францию, государства Прибалтики и одну неназванную страну.
Остальные пока сомневаются в реалистичности задумки. Кто-то (вроде Швеции и Нидерландов) считает, что без США она обречена на провал. Они также не хотят брать на себя обязательства без конкретного плана и хотят сперва прояснить, в чем именно будет заключаться миссия.
А в чем она будет заключаться?
Судя по комментариям Каллас, в Европе это еще не решили. Характер и задачи потенциального европейского контингента станут понятны, когда объединение определится с форматом миссии. А форматы могут быть следующими.
Мониторинговая миссия
Вероятно, будет похожа на мониторинговую миссию ОБСЕ, которая действовала в Донбассе в 2014-2022 годах. Туда входили невооруженные гражданские наблюдатели, которые фиксировали нарушения режима прекращения огня на линии соприкосновения. Мониторинговые миссии не имеют оружия и мандата на применение силы. Их цель — следить за исполнением соглашений и по возможности содействовать диалогу сторону. В общем, выполнять исключительно вспомогательные функции.
Миротворческая миссия
Главное отличие миротворческой миссии от мониторинговой — это масштабы вмешательства в конфликт. Миротворцы представляют собой полноценные воинские контингенты, они не только наблюдают за прекращением огня, но и имеют право применить силу, чтобы обеспечить выполнение договоренностей (хотя выполнить это им удается далеко не всегда). Некоторые миротворческие миссии обладают более широким мандатом. Например, разоружают повстанцев, участвуют в политических процессах, занимаются подготовкой сил правопорядка и так далее. Как правило, миротворческие миссии действуют по мандату ООН или региональных международных организаций.
«Миссия сдерживания»
Мониторинговые и миротворческие миссии — это устоявшиеся форматы международного вмешательства в конфликты. А вот «миссия сдерживания», судя по всему, — это нововведение от президента Франции Эммануэля Макрона. По словам политика, при таком формате Франция и Британия развернут войска на стратегически важных объектах, которые определят вместе с Украиной. Эти силы не будут присутствовать на линии фронта, а выступят «сдерживающим фактором» из тыла. Как именно они будут «сдерживать» Россию, Макрон не уточнял.
«Миссия по укреплению безопасности»
Аналог «миссии сдерживания», только в британской редакции. Издание The Telegraph сообщало, что в ее рамках европейцы могут сосредоточиться на помощи в подготовке и восстановлении ВСУ. Газета упоминала пункты про оборону неба и черноморской акватории — то есть речь может идти о размещении в стране комплексов ПВО и европейских военных кораблей. Предполагается, что миссия в таком виде просуществует пять лет, потом войска постепенно выведут.
«Оборонительная миссия»
Не очень понятно, что именно Каллас имела в виду под этой формулировкой. До нее такое название не использовал ни один из европейских чиновников. Возможно, речь идет о новом формате, детали которого СМИ еще не раскопали. А, возможно, здесь она имела в виду украинскую идею, согласно которой европейские войска должны не просто оказывать ограниченную помощь ВСУ, а воевать на фронте вместе с ними.
Каков шанс, что ЕС удастся реализовать хотя бы одну из этих идей?
Пока он невелик. Европейцы могут сколько угодно рассуждать о природе их будущей «миротворческой миссии», но для того, чтобы разместить кого-то в зоне боевых действий, им сперва нужно заручиться согласием России.
Однако в Москве считает, что ввод европейских войск на Украину даже под лейблом «миротворцев» будет равноценен военному вмешательству ЕС в конфликт. Если вопрос миротворцев и встанет на повестке дня мирного урегулирования, то РФ, вероятнее всего, согласится на миссию ООН из контингентов нейтральных стран — то есть без прямого участия Запада. Такой вариант, кстати, тоже обсуждают в Европе. По нему на линию боевого соприкосновения зайдут миротворцы из Азии и Южной Америки. А европейские войска разместятся на границе ЕС с Украиной.
Также страны ЕС уже неоднократно давали понять, что у них может не хватить сил для полноценного развертывания войск. Поэтому они не будут заходить на Украину без поддержки США. Вашингтон, в свою очередь, не хочет ни в каком виде участвовать в послевоенном урегулировании конфликта. Поэтому маловероятно, что европейцы получат так необходимую им поддержку.