Неудачная военная притча: рецензия на фильм «Почтарь»
На 47-м Московском международном фестивале (ММКФ) прошла премьера фильма «Почтарь» с Александром Петровым в роли почтальона со странностями во время Великой Отечественной войны. Мы посмотрели ленту и рассказываем, какой она получилась.
Премьера: 21 апреля
Дата выхода в прокат: 24 апреля
Страны производства: Россия
Режиссер: Андрей Разенков
Авторы сценария: Андрей Разенков, Михаил Петухов, Наталья Коткова
В ролях: Александр Петров, Инга Оболдина, Дмитрий Ковган, Александр Мичков, Юрий Беляев, Федор Лавров, Алексей Розин, Наталья Суркова, Полина Агуреева, Владислав Абашин и другие
Жанр: драма
Продолжительность: 1 час 33 минуты
Где снимали: Рязань и Рязанская область
О чем фильм «Почтарь»?
«Почтарь» — камерная военная драма с элементами детектива, действие которой разворачивается в 1942 году в небольшом советском городке. Главный герой — молодой почтальон по прозвищу Почтарь (Александр Петров). У него аутизм, но он с детства разносит письма и пользуется уважением среди горожан (хотя есть и те, кто посмеивается и даже издевается над парнем).
Когда с фронта начинают приходить похоронки, Почтарь не может позволить себе приносить плохие вести. Тогда он начинает самостоятельно писать письма: так, молодой девушке, чей жених сразу после свадьбы ушел на войну, приходит весточка якобы из госпиталя, а мать, чей сын дезертировал, получает рассказ о героическом подвиге. Все меняется, когда из военного ведомства пропадает особо важное письмо и за расследование берется НКВД.
Блаженны нищие духом
Авторы фильма задаются простым вопросом, где же проходит та самая грань между добром и злом, обманом и ложью во благо. Однако раскрытие темы получилось неубедительным. В 2024 году на ММКФ также показали фильм о письмах с фронта. В ленте «Семь черных бумаг» Анатолия Колиева два брата из Северной Осетии ждут отца с фронта, пока соседям приходят похоронки. Они подговаривают мальчика-почтальона не приносить плохих известий, чтобы не расстраивать женщин, и припрятать «черные бумаги» хотя бы до конца войны.
Осетинский фильм получился по-горски пафосным и лиричным с пронзительными размышлениями о неизбежности смерти и последствиями детского максимализма (особого колорита ленте добавили мифы нартского эпоса). «Почтарь» же выглядит искусственно пафосным и лишенным искренности, что совершенно не позволяет зрителю проникнуться трудной судьбой людей во времена Великой Отечественной войны и испытать подлинные чувства.
Дешевая драма из телевизора
В фильме каждый персонаж — это шаблонный герой, лишенный обаяния и качественного актерского отыгрыша (разве что симпатию вызывает бывший белогвардеец-начальник почты в исполнении Юрия Беляева, у которого за спиной куда больше драмы, чем во всем фильме). Александр Петров не уступает коллегам и вторит им, создавая карикатурного аутиста, который еще немного — и демонстративно пустит слюну на камеру, а после убежит в поле, блаженно улыбаясь.
Игра Петрова смотрится слабо не только на фоне классической роли Дастина Хоффмана в культовом «Человеке дождя», но и по сравнению с работой Льва Зулькарнаева в недавнем сериале «Она такая классная». В проекте артист мастерски справился с ролью человека с расстройством аутистического спектра, показав героя мягко и без перегибов.
В свою очередь Великая Отечественная война выполняет чисто декоративную функцию: хлебные карточки, похоронки и изнурительные смены лишь мелькают на заднем плане, не влияя ни на поступки персонажей, ни на общую атмосферу. Картина — от актерской игры до манеры съемки — представляет собой проходной проект для телевидения в нулевых, неспособный вызвать настоящие эмоции. Недаром перед началом показа авторы проекта заявили, что «Почтарь» — это «совсем не современное кино». Конечно, имелось в виду, что фильм снят вне времени, но получилось что получилось.