«Постньюс»
«Постньюс»
общество

Полусухой и совсем не сладкий: к чему привело ограничение продажи алкоголя в Вологодской области?

Губернатор региона Георгий Филимонов заявил об эффективности «полусухого закона», подкрепив вывод соответствующими цифрами. Однако эксперты бьют тревогу

С 1 марта в Вологодской области действует «полусухой закон», принятый по инициативе губернатора Георгия Филимонова: в будни спиртное можно купить только с 12:00 до 14:00. После месяца действия нововведений глава региона отчитался об их эффективности: количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, снизилось на 31% по сравнению с I кварталом 2024 года, ДТП с участием пьяных водителей стало меньше вдвое, а число пациентов в состоянии алкогольного опьянения уменьшилось на 26%.

Однако некоторые эксперты считают, что введенные ограничения могут привести к формированию черного рынка алкоголя и в итоге скажутся на рейтинге губернатора. Разбираемся, правы ли эксперты и чего ждать дальше.

«Постньюс» напоминает, что чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью

Как работает закон?

В будни алкоголь можно купить в магазинах только с 12:00 до 14:00, на выходных — как обычно, с 08:00 до 23:00. Полный запрет на продажу спиртного действует в определенные дни (Всемирный день здоровья, День студента, День молодежи, День любви и верности, Всероссийский день трезвости).

Однако «Коммерсантъ» сообщил, что местные жители нашли способы организовать нелегальную торговлю с рук в любое время. Так, по данным издания, таксисты формируют в машинах «свой запасик» и продают алкоголь с наценкой, пенсионерки же закупают спиртное днем, а вечерами продают его у подъездов. Не обошла стороной эта история, по информации газеты, и местные «наливайки», которые подняли цены из-за возросшего спроса, а чтобы не получить штраф, разливают алкоголь в стаканчики из-под кофе.

При этом пресс-служба губернатора Филимонова опровергла информацию о формировании черного рынка, указав, что для таких заявлений нужны более весомые цифры и факты.

Драки, отставки, сталь: что не поделили глава Вологодской области и Алексей Мордашов?
Драки, отставки, сталь: что не поделили глава Вологодской области и Алексей Мордашов?

Что думают представители алкогольного бизнеса?

Мы спросили об этом президента Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Игоря Косарева. По его словам, для производителей конкретно Вологодская область не играет глобальной роли. Производимая алкогольная продукция просто перенаправится в другие каналы сбыта.

«А вот 84% акциза, который собирается на крепкий алкоголь, если он продается легально на территории Вологодской области, перечисляется в бюджет Вологодской области из этого бюджета уйдет. Весь объем сокращения легального оборота — это минус из бюджета Вологодской области».

Игорь Косарев, президент СПАП

Косарев допустил, что региональные законодатели не до конца понимают, чего ожидают от эксперимента с запретом на продажу алкоголя. Спикер отметил, что аналогичные попытки в мире, от сухого закона Горбачева до опытов в Финляндии США и Канаде, завершались одинаково. «Почему в Вологодской области должно быть по-другому?» — задается он вопросом.

Самое страшное последствие этой истории, по мнению эксперта, — появление множества подпольных каналов производства и сбыта продукции в регионе. В частности, речь идет о производстве в промзонах и гаражах. По словам эксперта, «когда они отработают технологии [подпольного производства и сбыта алкоголя], вернуть людей в легальное потребление будет очень тяжело».

По мнению спикера, это просто «игра на лучший имидж» в глазах власти и общественности. Если бы это был вопрос о реальной борьбе с алкоголизмом в регионе, то в первую очередь стоило бы начать с магазинов, торгующих нелегальным алкоголем. По данным исследования СПАП, проведенного в ноябре, в одной только Вологде точек продаж алкоголя без лицензии 186.

А что если черный рынок действительно есть?

В той же недавней статье «Коммерсанта» приводятся мнения местных о таком решении властей. Отзывы в основном негативные. «Постньюс» же решил узнать у психиатра-нарколога Василия Шурова, к чему может привести принудительное лишение возможности купить алкоголь на фоне массового недовольства.

Есть опыт, когда резкая, перекрытие всех каналов, ограничения, мы понимаем, что действительно расцветает рынок «бутлегеров», часто это очень некачественный продукт с большим содержанием метанола, дающий большую смертность. Расцветает наркомафия, а люди переключаются на альтернативные источники удовольствия.

Василий Шуров, психиатр-нарколог

Однако эксперт отметил, что пока очень рано судить о результатах, ведь прошел всего месяц с начала действия новых правил. Реальную картину можно будет увидеть хотя бы через полгода наблюдений, подчеркнул Шуров.

«Если бы администрация действительно пыталась решить проблему алкоголизма, то начинать стоило бы с образовательных программ, школьных мероприятий, дел, родительско-детских отношений. С разъяснения, что такое алкоголь, психоактивные вещества», — заявил «Постньюс» психиатр Василий Каторгин. Запрет на продажу алкоголя и закрытие магазинов — это лишь следствие ошибок прошлого, считает эксперт.

Не будет ли последствий, как от «сухого закона» в СССР?

У многих представителей старшего поколения сразу всплыли воспоминания о антиалкогольной кампании, 1985–1986 годов. Только тогда условия были жестче: ограничивалось не только время продажи, сокращалось число магазинов, где можно было купить алкоголь, ограничивалось количество бутылок, продаваемых в одни руки.

Результат советского эксперимента оказался плачевным. С одной стороны, была пробита большая брешь в бюджете Советского Союза, который пополнялся в том числе за счет продажи спиртного. С другой — буйно расцвело самогоноварение. Может ли повториться нечто подобное сейчас? «Постньюс» спросил историка и политолога Сергея Станкевича.

Можно предположить, что вологодский эксперимент приведет к аналогичным результатам. Самогоноварение будет ответом людей на такое ограничение, но вряд ли эта мера повлияет на образ жизни людей. Сомневаюсь, что одна региональная инициатива сможет переломить общероссийскую тенденцию к росту употребления алкоголя.

Сергей Станкевич, историк, политолог

Эксперт считает, что, скорее всего, эта акция носит рекламный характер со стороны некоторых местных чиновников. Говоря лично о Филимонове, эксперт отметил, что у него есть амбициозный план обратить на себя внимание федерального центра и продолжить самопродвижение.

Что говорят политтехнологи?

«Постньюс» спросил у Николая Кремлева — политтехнолога, члена правления, руководителя Политической экспертной группы Российской ассоциации политических консультантов (РАПК) Николай Кремлев о имидевых и медийных перспективах Филимонова.

Это уже повлияло негативно на его имидж, потому что над этой инициативой многие смеются и понимают, что она достаточно малоэффективна. Мы все это проходили во времена горбачевского «сухого закона». Кроме того, я понимаю, что проблема существует, и ее решать надо, но такими методами — не получится.

Николай Кремлев, политтехнолог, член правления РАПК

Кремлев выразил мнение, что Филимонову свойственны импульсивность и способность принимать решения сгоряча. «Хочется быстрее шашкой рубануть и решить проблему, но, к сожалению, это не работает. В нашей стране уж по крайней мере точно», — добавил политтехнолог.

Если коротко, что в итоге?

Несмотря на то, что, по словам губернатора Филимонова, «полусухой закон» показал первые положительные результаты, все эксперты, с которыми связался «Постньюс», сходятся во мнении, что ограничительные меры без системного подхода — это скорее имиджевый шаг Филимонова, который может обернуться репутационным крахом.

Максим Крылов