Жители Новороссийска отстаивают право свободного прохода к мемориалу ВОВ. Что об этом известно?
Жители Новороссийска и родственники погибших в годы ВОВ советских солдат бьются с администрацией города за право беспрепятственно посещать военный мемориал. Общественники и просто неравнодушные граждане уже обратились в СК. Разбираемся вместе с властями города-героя, родственниками погибших красноармейцев и общественниками, почему территория подхода к захоронению оказалась в частных руках и кто за это понесет ответственность.
Что произошло?
В Новороссийске родственники погибших советских воинов не могут беспрепятственно попасть к мемориалу, где захоронены останки более 3 тыс. солдат. Речь идет о братской могиле советских воинов, погибших в районе ДЗОТа «Сарайчик» во время Великой Отечественной войны на Сухумском шоссе. Отметим, что Новороссийску присвоено звание города-героя, где чтут память погибших солдат с особым трепетом. Поэтому ситуация с перекрытием прохода к мемориалу вызвала шквал возмущения у горожан.
Из-за новых правок в генеральный план Новороссийска территорию у памятника вывели за границы населенного пункта и передали частному лицу. Новый собственник построил забор, а территорию стал использовать для хранения огромных морских контейнеров. Тогда жители обратились в Следственный комитет. Глава ведомства Александр Бастрыкин поручил возбудить уголовное дело, а само расследование взяли на контроль в центральном аппарате СК.
«По данному факту возбуждено уголовное дело. Проводятся необходимые следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств произошедшего», — сообщили «Постньюс» в пресс-службе СУ СК РФ по Краснодарскому краю. При этом в территориальном отделе не уточнили, по какой именно статье ведется производство.
Как на происходящее отреагировали общественники и родственники погибших солдат?
Общественница из Новороссийска Кристина Лихота в разговоре с «Постньюс» предположила, что власти Новороссийска просто лоббируют интересы бизнеса. По ее словам, сейчас на территорию мемориала можно попасть, но рискуя жизнью. Общественница рассказала, что пройти к мемориалу и почтить память погибших можно лишь через территорию промышленного предприятия, которая обнесена забором.
«Там постоянно курсирует крупный грузовой транспорт. Собственник земли стал открывать ворота, но сегодня открыли, а завтра — нет, понимаете? Эта территория была частью “Огненной земли”, где гибли советские солдаты, и как она оказалась в производственной зоне — нам непонятно. Часть земельного участка отдали под склад огромных контейнеров. Той земли, где поисковики до сих пор находят останки и личные вещи бойцов», — пояснила Лихота.
Общественница рассказала, что мэр Новороссийска Андрей Кравченко лично подписал новые корректировки в генплан города, которые предусматривают выведение этих земель за черту муниципалитета, и теперь они относятся к производственной зоне. «При этом власти постоянно нас обвиняют в том, что мы врем и не понимаем ситуации. А чего понимать? Все заставлено контейнерами и мемориала даже не видно, пройти к нему напрямую тоже нельзя. Я молчу о том, как мы в 2022 году бились за его реставрацию», — сказала Лихота.
Когда собственником территории был цементный завод, всех желающих посетить мемориал пропускали без проблем — к нему можно было даже на машине подъехать. Об этом «Постньюс» рассказала Светлана Долгих, родственница Федора Купреева, погибшего во время обороны Новороссийска (его имя нанесено на мемориальную плиту). «Когда сменился собственник, на воротах появился замок. Один раз мы приехали 9 мая и вынуждены были стучаться в запертые ворота. Сейчас проход открыли, потому что работает Следственный комитет. Потом все опять закроют и на наши жалобы будут отмахиваться, поэтому мы требуем отдельного входа к памятнику», — отметила Долгих.
Местная жительница Юлия Павлоградская в беседе с «Постньюс» рассказала, что когда жалобы дошли до администрации Новороссийска, чиновники обвинили горожан в раздувании шумихи. «Приехала глава администрации Восточного района Наталья Михайловская и она даже не зашла на территорию мемориала. Она была в бешенстве, что мы, жители, не можем ходить вокруг закрытой территории. То есть чиновница хочет, чтобы мы шли отдавать дань памяти погибшим через гористые склоны? Путин у нас тоже ходит по горам к мемориалам? Вот и мы хотим идти напрямую», — пояснила женщина.
Павлоградская добавила, когда в ситуацию вмешались правоохранительные органы, то сотрудники всячески пытались замять шумиху. Женщина сказала, что в протоколе ее допроса оказались совершенно другие слова, которые она не озвучивала. «Меня допрашивали по заявлению собственника территории, что мы якобы ворвались на частную собственность. Извините, я к мемориалу шла. А мэр Кравченко полностью абстрагировался от ситуации и сидит, не вмешивается. Меня поражает позиция администрации Новороссийска», — возмутилась Павлоградская.
Как ситуацию комментируют власти Новороссийска?
Никак. Редакция «Постньюс» связалась с администрацией города-героя, но там решили не давать комментариев по этой теме. В управлении культуры Новороссийска, которое отвечает за городские мемориалы и памятники, ситуацию также отказались комментировать и попросили оставить контакты, чтобы передать их руководству. На момент выхода материала никто из чиновников так и не объявился.
Зато с «Постньюс» согласилась поговорить Наталья Михайловская — та самая глава администрации Восточного района Новороссийска, которая, по словам местных жителей, была в бешенстве от поднятой шумихи вокруг истории с мемориалом. Вот как чиновница прокомментировала ситуацию нашему изданию.
«Это памятное место — воинское захоронение. Достигнута договоренность с собственником предприятия о проведении мероприятий по благоустройству территории, обеспечению путей подхода к мемориалу. На данный момент убрали подъемные сооружения, внизу тоже уберут, чтобы люди могли беспрепятственно идти и не переживать, что там ходят большегрузы. Дополнительно к 9 мая собственник согласился провести освещение путей подхода. Кроме того, ко дню освобождения города, планируется бетонирование дороги, чтобы люди смогли туда подъезжать, это тоже сделает собственник», — рассказала Михайловская.
На вопрос «Постньюс», как такая ситуация вообще могла возникнуть и почему территория оказалась в частной собственности, чиновница отвечать отказалась, сославшись на то, что свою позицию она изложила выше.
Что говорит директор предприятия, по территории которого люди ходят к мемориалу?
Как рассказал «Постньюс» генеральный директор ООО «Юг-Агро» Эдуард Нарышкин, сам мемориал стоит не на земле компании, а на муниципальной территории. При этом проход к нему действительно пролегает через частную собственность предприятия — именно там и располагаются контейнеры.
«Эта территория была выделена под асфальто-бетонный завод еще в 90-е годы, сейчас там площадка для хранения контейнеров. Что касается наличия санитарной зоны, то этот вопрос поднимался в разговоре с представителями администрации Новороссийска, но эти параметры так и не были озвучены. Я понимаю все возмущение, но границы территории устанавливал не я. И делать конфликт из-за того, что кто-то не смог пройти или проехать — глупость», — сказал Нарышкин.
Он добавил, что люди, которые хотят посетить мемориал, могут беспрепятственно пройти через их территорию, а на воротах висит номер телефона для звонков, если проход или проезд вдруг закрыты. Нарышкин отметил, что звонить по нему можно круглосуточно.